Педагоги, вожатые

Секретова Евгения Геннадьевна – начальник смены (старший педагог)  БУ ОО «ДОЛ «Березка», руководитель педагогического отряда «Маяк».

Образование – среднеспециальное и высшее профессиональное:

- ГОУ ОО СПО «Омское педагогическое училище № 1» (2005 г.) - ныне БПОУ ОО «Омский педагогический колледж №1» и ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (2013 г.).

Евгения Геннадьевна на протяжении всей своей педагогической карьеры руководила различными детскими объединениями, направленными на развитие лидерских, организаторских, творческих, коммуникативных способностей у подростков.

Высокий уровень педагогического мастерства Секретовой Е.Г. подтверждается  грамотами, сертификатами, благодарственными письмами областного, городского, всероссийского и международного уровней. Награждена почётной грамотой директора департамента образования Администрации города Омска за успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию детей и подростков в 2018 году.

30 мая 2003 года создан педагогический отряд «Маяк», целью деятельности которого является разработка и реализация воспитательных программ для несовершеннолетних Омской области в БУ ОО «ДОЛ «Берёзка», где состоялось первое трудоустройство и первый педагогический опыт Евгении Геннадьевны.

Сегодня педагогический отряд «Маяк» объединяет более 50 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, студентов омских ссузов и вузов, а также молодых специалистов в сфере педагогики.

Работает в Учреждении в должности начальника смены с 2022  года.

 

Полоухина Наталья Матвеевна – основатель, первый руководитель педагогического отряда «Маяк».

Образование – высшее профессиональное:

- Омский государственный педагогический институт им. А.М. Горького, специальность «география».

30 мая 2003 года Натальей Матвеевной создан педагогический отряд «Маяк». Главные цели деятельности отряда – разработка и реализация воспитательных программ для несовершеннолетних Омской области. Полигоном для претворения педагогических проектов в жизнь на протяжении всех лет работы «Маяка» выступает ДОЛ «Берёзка».

Сегодня педотряд «Маяк» объединяет более 60 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, студентов омских ссузов и вузов, а также молодых специалистов в сфере педагогики. Подготовка педагогических работников, имеющих практический опыт работы с несовершеннолетними, для работы в образовательных учреждениях г. Омска и Омской области – один из главных показателей эффективной педагогической деятельности Полоухиной Натальи Матвеевны.

Уделяет внимание в своей педагогической работе Наталья Матвеевна и спортивной подготовке ребят из числа отдыхающих и молодых педагогов. Яркий пример этому - постоянное участие команды ДОЛ "Березка" в Межлагерной спартакиаде Чернолучинской зоны отдыха. И как следствие плодотворной работы – победы как в личных первенствах, так и в общекомандном зачете. Ведется работа и по патриотическому воспитанию несовершеннолетних.

Наталья Матвеевна Полоухина – прекрасный психолог и опытный педагог с творческим подходом, в ее голове – десятки идей по организации отдыха несовершеннолетних Омской области на базе ДОЛ «Березка». 

Личный вклад Полоухиной Н.М. в педагогическую деятельность Учреждения отмечен отраслевыми, областными и всероссийскими наградами.

Работает в Учреждении с 2001 года.

 

Педагогический отряд «Маяк»

Начиная с момента своего создания - 30 мая 2003 года, педагогическую деятельность в ДОЛ «Березка» ведет педагогический отряд «Маяк».
Сегодня педотряд «Маяк» объединяет более 60 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, студентов омских ссузов и вузов (ОмГПУ, ОмГУ, ОмГТУ, СибГУФК, СибАДИ, Омский колледж профессиональных технологий, Омский педагогический колледж № 1 идр.), а также молодых специалистов в сфере педагогики. В течение учебного года ребята проходят подготовку по образовательной программе «Вперед, вожатый!» - так называемый курс «молодого бойца». Данная программа дает возможность студентам получать теоретические знания и практические навыки работы с детьми разного возраста, учиться умению устанавливать контакты, слушать и говорить, творить, организовывать совместную деятельность. Целью программы является подготовка вожатых для работы с детьми и подростками в детских коллективах, развитие способностей эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива.

За период организации и проведения оздоровительных кампаний педагогический отряд неоднократно награждался Почетными грамотами Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской обрасти.

Кроме того, педотряд «Маяк» - неоднократный участник областных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства:

2005 и 2018 гг.- победитель в номинации «Лучший педагогический отряд Омской области» областного смотра-конкурса вожатского мастерства.

2005-2006 гг. - участник Всероссийских форумов  организаторов отдыха и оздоровления детей, где представляла опыт работы вожатых Омской области.

2005, 2014, 2015 гг. - лауреаты  Всероссийского конкурса вариативных программ.

2018 год – педагогическая программа «Маяка» заняла III место в областном конкурсе «Лучшая программа организации детского отдыха»

Гордость «Маяка» - 4 участника Всероссийского конкурса профессионального мастерства, из них 3 - лауреаты премии Президента РФ и 1 – победитель  Всероссийского конкурса профессионального мастерства (2015 год).

Активность, самодостаточность, профессионализм ребят, умение работать с временными детскими коллективами позволят коллективу добиться положительных результатов в работе с детьми. Так, более 40% детей из числа отдыхающих у нас приезжают в лагерь и во второй, и в третий раз; воспитанники старших отрядов старшие ребята приходят на занятия в педотряд и после прохождения подготовки возвращаются в лагерь в качестве вожатых. На сегодняшний день  в педагогическом отряде более 30% участников – это так называемые «выпускники «Березки».

2023 год для педагогического отряда «Маяк» БУ ОО «Детский оздоровительный лагерь «Берёзка» – 20, юбилейный, в истории деятельности нашего детского лагеря.

 

Педагогическая программа БУ ОО «ДОЛ «Березка»

Летом 2024 года  в БУ ОО «ДОЛ «Березка» реализуется дополнительная общеразвивающая каникулярная программа смены социально-гуманитарной направленности «Путь семьи на свет маяка» Бюджетного учреждения Омской области «Детский оздоровительный лагерь «Берёзка». В связи с тем, что 2024 год был ознаменован в Российской Федерации, как Год семьи, было принято решение связать программу детского оздоровительного лагеря с темой семейной преемственности, привития семейных ценностей, где дети смогут почувствовать себя частью семьи вдали от родных и близких, отправляясь в путь семьи на свет маяка.

Идея программы «Путь семьи на свет маяка» – приобщение детей к нравственным и семейным ценностям с помощью сюжетных игр, песенного ресурса, интерактивного общения на темы разнообразия семейного досуга в современном мире, пропаганды семейных ценностей, развития навыков наставничества, через органы самоуправления в лагере и отряде. Ключевой задачей педагогического коллектива является показать ребёнку, что слова, которыми заканчивается большинство сказок «жили они долго и счастливо», реальны и выполнимы в жизни, что это приносит радость и себе, и другим, если ты помогаешь создавать условия добрых отношений, заботы о здоровье и т.д.

Программа «Путь семьи на свет маяка» предполагает на протяжении смены элементы творческого проектирования участников лагеря в отрядных и общелагерных делах. Тематическое планирование программы основано на соединении таких направлений деятельности, как нравственно-этическое, интеллектуальное, эстетическое, экологическое, физическое, патриотическое. Содержание программы «Путь семь на свет маяка» включает  тематические дни, дни единых действий, которые позволяют почувствовать детям гордость и уважение к истории и традициям Российской Федерации, любовь к родному городу и уважение к своей семье и людям, живущим рядом. Дни, благодаря которым каждый ребенок способен проявить свою индивидуальность, раскрыть свой личностный потенциал, показать свои таланты и способности. Дни, когда необходимо действовать командой, сплоченным коллективом.

Особое внимание педагогического коллектива направлено  на создание благоприятной атмосферы общения в лагере, отряде, микрогруппе, стимулирующих индивидуальную и групповую активность и комфорт. В результате сотворчества педагогов дополнительного образования   разрабатывается программа деятельности кружков прикладного творчества и спортивных секций. Каждый участник программы может реализовать свой внутренний потенциал, следуя по своему индивидуальному маршруту развития.

Важнейшим условием при реализации программы является воспитание памяти, чувства долга, осознания своей ответственности, содействие личностному самоопределению отдыхающих, самореализации ребёнком своего «я», его адаптации в современном обществе, приобщение к здоровому образу жизни, органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности и решение проблем занятости детей в период летних каникул.

Каждый участник программы может выбирать деятельность в зависимости от интересов, способностей, склонностей, реализуя программы деятельности творческих клубов, участвуя в органах детского  самоуправления лагеря, принимая участие в различных отрядных и общелагерных мероприятиях.

В программе учитывается возрастной фактор: условно ребята в лагере делятся на три группы – старшие (13 - 17 лет, 1 - 4 отряды), средние (12 - 10 лет, 5 - 8 отряды) и младшие (7 - 10 лет, 9 - 12 отряды). Это позволяет предъявлять определенные требования, организовывать различные виды деятельности, учитывать интересы, использовать определенные критерии оценки результатов,  исходя из возрастных, физических и психологических особенностей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов. Подростки из старших отрядов принимают участие в подготовке и проведении тематических дней в лагере, активно работают в органах самоуправления.

Ежедневное стимулирование в отрядах дает возможность ребенку почувствовать себя нужным в коллективе, незаменимым. Отрядные огоньки, орлятский круг в вечернее время, итоги дня в отрядном уголке дают возможность каждому ребенку увидеть себя только с положительной стороны. Разработанная система стимулирования и поощрения хорошо влияет на создание временного детского коллектива, на работу детских органов самоуправления в различных видах деятельности, что позволяет организовать отдых детей эмоциональным, насыщенным, незабываемым.

Раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка осуществляется через создание условий, способствующих их самореализации, социализации и повышению уровня их воспитанности:

- в процессе творческой деятельности осуществляется развитие творческих способностей и формирование потребностей личности в творческой активности;

- совместная творческая деятельность детей, вожатых и педагогов дополнительного образования является созидательной деятельностью, способствующей переживанию «ситуации успеха»;

- имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность;

- расширение кругозора ребёнка осуществляется через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;

- развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела;

- накопленный опыт в игровой деятельности в течение сезона приводит к формированию мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;

- сплочение детского коллектива, происходит через активную совместную внутриотрядную работу вожатых и детей;

- общелагерное самоуправление формирует опыт наставничества у детей старших отрядов над младшими.

Деятельность лагеря направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразное межличностное общение со сверстниками, детьми разного возраста. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, дается возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я», осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей, повысить самооценку, выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Педагогическая целесообразность программы детского оздоровительного лагеря «Берёзка» предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности таким образом, чтобы осуществить преимущественное воздействие воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой.

Программа помогает ребенку раскрыть все свои способности и проявить себя в различных видах деятельности в непривычной среде и в новом круге общения. Критериями культуры досуга подростков выступают:

- культурные интересы и потребности;

- навыки проведения досугового времени, выражающиеся в разнообразии видов, форм досуговых занятий;

- ценностные ориентации;

- коммуникативные навыки;

- готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности.

Поездка ребенка в детский оздоровительный лагерь способствует приобретению разнообразных полезных навыков:

- самостоятельность: в лагере нет родителей и родственников, которые решают за ребенка все вопросы. В лагере есть вожатые, которые учат его самому справляться с простыми вещами. Следить за собственной гигиеной, справляться с бытовыми вопросами, проявлять ответственность за свои поступки;

- социальные навыки: в лагере ребенок оказывается в непривычном для него месте, со своими правилами, традициями, режимом. Чтобы комфортно себя чувствовать в новом месте, детям приходится вливаться в новую среду. На первых порах происходит процесс познания, потом адаптации и, наконец, ребенок уже полностью включается в социальную систему.

Как только дети приезжают в лагерь, они распределяются по отрядам, по возрастному принципу, где устанавливаются свои правила поведения, традиции, отношения между членами группы. На всех мероприятиях, соревнованиях, играх дети выступают за свой отряд. Это способствует сплочению отряда.

Каждый ребенок занимает свою социальную нишу в отряде. Выделяются лидеры, активисты и пассивные дети. Вожатые стараются задействовать каждого ребенка, дать ему возможность проявить себя. Поэтому, нередко на протяжении смены, лидеры сменяются, пассивные дети начинают заявлять о себе. Это полезный опыт для ребенка;

- коммуникативные: дети в лагере проводят вместе 24 часа в сутки, занимаясь общими делами. Продолжительность смены в 21 день способствует быстрому налаживанию отношений между ребятами. В лагере ребенок знакомится с самыми разными людьми и с каждым учится общаться;

- творческое мышление: детям предоставляется множество возможностей проявить себя. Подготовка к вечерним мероприятиям, занятия в творческих группах и т.д. Все мероприятия в детском оздоровительном лагере организовываются совместно с вожатыми. За смену ребенок учится не только решать простейшие задачи, но и творчески мыслить.

Реализация идей программы детского оздоровительного лагеря «Берёзка» предполагает следующую логику педагогического процесса:

- последовательное движение воспитательного процесса к целям культурного, нравственного и физического развития и саморазвития подростков;

- соотношение средств педагогической коммуникации и принципов деятельности детского лагеря в сфере общения, отношений и деятельности;

- этапность включения ребёнка в средовой комплекс детского лагеря через систему педагогических средств взаимодействия в динамике изменения характера видов его жизнедеятельности в течение смены.

Педагогические идеи реализуются через педагогические технологии и методы работы, то есть системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств:

- убеждение (словом, примером);

- требование (прямое, косвенное);

- поручение (временного характера);

- соревнование (в конкурсах, играх);

- игра;

- поощрение.